Арбитражный суд Астраханской области обращает внимание участников процесса на изменения арбитражного процессуального законодательства

25 октября 2019 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 26.07.2019 года № 197-ФЗ, Федеральным конституционным законом от 26.07.2019 года № 3-ФКЗ, Федеральным законом от 26.07.2019 года № 198-ФЗ, которые устанавливают новые примирительные процедуры при осуществлении судопроизводства в арбитражных судах,  требования к судебным примирителям, а также нормы, касающиеся процедуры удостоверения нотариусом медиативного соглашения и возврата государственной пошлины в случае, если стороны примирились.
В частности, Арбитражный процессуальный кодекс Российский Федерации дополнен положениями, закрепляющими активную роль суда в процессе достижения участниками спора примирения.
Введены правила, устанавливающие порядок и сроки проведения примирительных процедур, определены виды примирительных процедур: переговоры, посредничество, в том числе медиация, судебное примирение или другие, если это не противоречит федеральному закону.
Судебное примирение как новая форма примирительной процедуры, по смыслу содержания статьи 138.5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представляет собой урегулирование спора с участием судебных примирителей, к которым отнесены прошедшие специальный порядок утверждения Пленумом Верховного Суда Российской Федерации судьи в отставке. На судебного примирителя распространится действие закона о статусе судей.
Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда. К задачам судебного примирителя отнесено сближение позиций сторон по делу, выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказание им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений. Судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия арбитражного суда и совершать иные действия, необходимые для эффективного урегулирования спора.
Введены положения, дополняющие порядок рассмотрения судом вопроса об утверждении мирового соглашения, а также правила, касающиеся содержания мирового соглашения. Дополнены положения о примирении сторон по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Закреплено право третьих лиц выступать участниками мирового соглашения.
Установлена процедура удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами в соответствии с соглашением о проведении процедуры медиации.
Медиативному соглашению, достигнутому сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, в случае его нотариального удостоверения придается сила исполнительного документа.
Введены новые правила в части возврата государственной пошлины при примирении сторон, заключении мирового соглашения, признании ответчиком иска или отказе истца от заявления (абзац второй подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации изложен в новой редакции).
Так, согласно Федеральному закону от 26.07.2019 г. № 198-ФЗ, при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур, предусмотрена частичная компенсация государственной пошлины истцу.
Размер возвращенной истцу суммы зависит от того, на каком этапе было прекращено судопроизводство по делу:
70 % - до принятия решения судом первой инстанции;
50 % - на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции;
30 % - на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора.